1. Стеклорез.

2. Щипцы для ломки стекла.

3. Щипцы для ломки стекла с резиновыми губками.

4. Кусачки для припоя.

5. Щипцы для ломки стекла ZAG-ZAG.

6. Палочка для приглаживая фольги.

7. Держатель стекла.

8. Шлифстанок.

9. Респиратор.

10. Защитные очки.

11. Маркеры перманентные.

12. Ножницы.

13. Пинцет.

14. Кисточка средняя.

15. Паяльник на подставке.

витраж

тиффани

мастер-класс

1-ый этап. Подготовка эскиза и картона

Выбираем понравившуюся фотографию бабочки, распечатываем в нужном размере на плотной бумаге.

Далее, рисуем маркером детали нашей бабочки на распечатанном шаблоне и делаем дубликат на кальке.

мастер-класс по тиффани

мастер-класс по витражам

Каждый фрагмент бабочки пронумеровываем, стрелочкой указываем направление волокон и обозначаем артикул стекла. Так же нумерацию деталей необходим перенести на кальку.

Нумерация нам необходима для того, чтобы не запутаться в расположении деталей, так как их очень много, и они похожи:)

изготовление бабочки

Вырезаем детали картона, но не все сразу, а частями в процессе работы, иначе запутаемся.

2. Изготовление

В данной бабочке очень много мелких деталей, поэтому подойдут обрезки стекла от больших витражей (все обрезки у меня рассортированы по цветам и по размерам).

бабочка тиффани

Обводим контур шаблонов маркером на стекле, учитывая цвет и направление волокон.

фьюзинг


Вырезаем нужные детали при помощи стеклореза, откусываем кусачками и получаем вот такую мозаику.


Излишки стекла откусываем кусачками ZAG-ZAG, потом все шлифуем на шлифстанке.

Выкладываем детали на рисунок-кальку. На фото видно, что детали подходят друг к другу не плотно, поэтому маркером помечаем места, которые надо подогнать и убираем лишнее на шлифстанке. Процедуру подгонки можно выполнять несколько раз.


Готовые детали оборачиваем медной фольгой и прикатывам к стеклу любым удобным инструментом (в данном случае я это делаю ручками ножниц).

Пятнышки и тельце я сделала в технике фьюзинг, для того чтобы придать бабочке дополнительный объем.


Далее, начинаю поэтапную сборку изделия. Как правило, делаю 10-15 деталей, прихватываю их припоем и двигаюсь дальше, пока полностью не соберу картинку.


Перед пайкой на медную фольгу надо нанести флюс при помощи кисточки, после этого можно паять. Паяльником нужно работать быстро и в то же время аккуратно. Если передержать паяльник на одном месте: во-первых, вытечет припой с обратной стороны, во-вторых, может лопнуть стекло от перегрева. Если вести слишком быстро, то может порваться фольга. Но все это приходит с опытом.

Спаянное изделие мы отмываем теплой мыльной водой и вытираем насухо, при необходимости швы можно запатенировать под медь или бронзу (патину удобно наносить кусочком губки, она тогда ложиться максимально ровно).